Дошкольное образование:

Адресул. Орджоникидзе, 75/1
Адрес8 (212) 21-95-18

Начальное общее образование:

Адресул. Карьерная, 18 
Адрес8 (212) 31-22-33
Адрес8 (212) 32-20-27

Инновационный проект этнокультурного направления "Родная сторонка"

В гостях у тетушки Настук

Пояснительная записка

Актуальность педагогического проекта.

       Современное образование требует приобщения детей к национальной культуре с учетом общечеловеческих ценностей и мирового опыта. В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной культуре, традициям народной педагогики, фольклору, духовно-нравственным ценностям. В рамках реализации требований ФГОС ДО намечены меры по возрождению национального самосознания личности исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Определяющая задача образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры. Культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывая основы интеллектуального и эмоционального развития, воспитывая потребности и способности. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого человек является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности ребенка. Использование традиций и обычаев в воспитании национального самосознания позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие детей. Данный инновационный проект представляет рекомендации по созданию условий этнокультурного развития дошкольников, с учетом разнообразных видов его деятельности – от игровой до познавательной.

Практическая значимость  определяется тем, что полученные результаты  можно применить на практике обучения и воспитания детей  в  условиях любого дошкольного учреждения. 

Достоверность и обоснованность результатов организации проекта обеспечиваются исходными теоретическими положениями, применением комплекса теоретических и социально-педагогических методов, адекватных предмету и задачам исследования, проверкой теоретических выводов на практике и их положительными результатами.

Старирая прялка

Новизна педагогического проекта:

- выявлены возможности использования коми этнокультурных традиций в формировании познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста;

 - обогащен содержательный аспект образовательной среды Прогимназии за счет разработки данного проекта по формированию познавательной и творческой активности у детей  с элементами национальных традиций коми народа

Материальное воплощение проекта

1) содержательный образовательно-воспитательный досуг, в котором сформируется познавательный и творческий интерес детей

2) продукты деятельности учащихся: рисунки, поделки, коллекции, тексты сочинений, рабочие тетради и др.

3)Ожидаемый педагогический  результат представляется в разнообразных формах: методических рекомендациях, разработках занятий, планов, содержания тематических декад, авторской программы по коми языку, методов и приемов, разработанных в совокупности условий, выпусках тематических газет, фотоальбомах и пр.

Орнамент солнце

Содержание.

       Содержательный процесс в рамках данного проекта предполагает взаимодействие педагога и детей дошкольного возраста в процессе организации творческой деятельности, использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы на всех этапах выполнения заданий, позволяющего обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям детей со стороны педагога и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны детей; учитывать особенности различных организационных форм деятельности, оказывающих положительное влияние на процесс развития креативных способностей детей в ходе выполнения творческих заданий. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий определялся в зависимости от целей и уровня сложности предлагаемого творческого задания.

Выбранная как  основной метод  проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность детей. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: конкурс, праздник, спектакль.  

Темы проектов этнокультурной направленности, реализуемых в Прогимназии:

1.  Проект «Формирование познавательной и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к традиционной культуре коми народа».

Красная книга Республики Коми [смотреть]

Республика Коми [смотреть]

Знакомство с Республикой Коми [смотреть]

2. «Традиционный уклад жизни коми народа»  - Цикл воспитательных мероприятий, основанных на традициях и обычаях коми народа. [смотреть]

3. Проект «Создание и реализация авторской программы по коми языку с детьми старшего дошкольного возраста».  [смотреть]

4.Проект «Улицы родного города» [смотреть]

5. Проект «Вор-ва челядьяс» («Дети природы») [смотреть]

Таким образом, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность детей в ходе совместной творческой работы. Важным  средством  воспитания  национальной культуры  в   Прогимназии является  музей «Коми керка», в котором собраны различные экспонаты жизни  и быта  коми народа. Еще одним важным моментом в воспитании детей и приобщении их к истокам коми культуры является фольклор. 

Устное народное творчество,  являясь  важнейшим  средством формирования личности, отражает единство труда и познания мира.

Детям прививаются традиционные  народные  установки, такие как бережное отношение  к  окружающей природной среде,  добросовестность  в  труде, честность  и  порядочность   в повседневном поведении.  Таким образом, вся деятельность педагогов направлена на возрождение сохранение  и развитие народных коми традиций. Наиболее эффективным методом по формированию этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста является проведение в Прогимназии тематических праздников: «Масленица», «День матери», «День пожилых людей», «День Защитников Отечества», «День народного единства».  Благодаря  умелой работе педагогов по воспитанию этнокультурной личности у  ребят пробуждается интерес к культуре коми народа, его традициям и языку. Таким образом, сегодня сама жизнь требует от образовательных учреждений Республики Коми выполнения социального заказа общества  передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного   народа. Одной  из  основных  проблем  народов  является  сохранение  родного языка, его традиций и культуры. 

Теоретический анализ литературы по проблеме возрождения  национальной культуры позволил выделить  следующие  педагогические  условия приобщения детей к материальной культуре коми:

1)  отбор  содержания  взаимосвязанных  компонентов  коми  культуры и

 включение  его  в педагогический процесс;  
2)  целенаправленное  руководство  изучением  истории  и  культуры коми

народа, осуществление  системы  воспитательного  воздействия  в  процессе

познавательной,  развлекательной, практической и творческой деятельности в

области национальной культуры;                            

3) создание коми - русской языковой среды;

4)  организация  эффективных  форм  непосредственного  и  опосредованного общения   с носителями коми языка и культуры;

5) вовлечение родителей в активные формы совместной деятельности с  детьми.

© 2019 МАОУ "Прогимназия №81". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.